Разделы сайта

Главная

Концепция учебного предмета "Русский язык"

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

Министерства образования

Республики Беларусь

от 29.05.2009 № 675

 

 

 

Концепция

учебного предмета ”Русский язык“

 

I ступень общего среднего образования

(для общеобразовательных учреждений с русским и

белорусским языками обучения)

 

 

Введение

 

Русский язык в системе школьного образования и воспитания

 

В новой парадигме образования (культура – цель, язык – средство) русский язык в решении задачи по развитию и воспитанию школьника как человека культуры играет наиважнейшую роль. Связано это с социальным статусом русского языка как одного из государственных языков Республики Беларусь, теми функциями, которые он выполняет в обществе.

Как средство общения, хранения и усвоения знаний, средство познания и отражения действительности, выражения мыслей и эмоций русский язык выполняет коммуникативную, познавательную, эмотивную функции.

Коммуникативная функция, функция обмена мыслями, установления взаимопонимания, передачи опыта и взаимосвязи предшествующих и последующих поколений, является главной функцией языка, его сущностью. Коммуникативная функция реализуется в речевой деятельности человека, в процессе слушания, говорения, чтения, письма.

Познавательная функция языка связана с интеллектуальным развитием учащегося, развитием абстрактного мышления, памяти, воображения.

Эмотивная функция проявляется в непосредственном выражении чувств, эмоций. Человек всегда связан с социальными явлениями, событиями, фактами, которые задевают его интересы, потребности. Выражая своё эмоциональное отношение к ним, говорящий (пишущий) воздействует на слушателя (читателя), поэтому эмотивая функция одновременно выступает ещё и как функция воздействия. Все функции языка в речи проявляются в единстве и взаимосвязи, но с преобладанием одной из них в определённом виде речевой деятельности.

В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную область знаний, являясь одновременно средствомобучения и объектом изучения.

Как средство обучения, познания окружающего мира русский язык обеспечивает доступ к культуре во всём её многообразии, связан со всеми школьными предметами и потому выполняет мировоззренческую роль.

Как один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения.

Коммуникативая цель обучения связана с формированием у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в различных ситуациях и сферах общения.

Образовательная роль предмета состоит в развитии познавательной культуры младших школьников, культуры их умственного труда. В процессе обучения учащиеся приобретают знания о системе языка, его уровнях, языковых единицах и закономерностях их функционирования в речи. У них формируется представление о сущности языка как общественного явления, о способах выражения мыслей на русском языке.

Развивающая роль русского языка проявляется в том, что на основе наблюдений над фактами языка у младших школьников развивается языковое чутьё, логическое мышление, формируются умения анализировать, сравнивать, вычленять главное, обобщать, устанавливать сходства и различия, причинно-следственные связи, ориентироваться в учебной книге, т.е. формируются важнейшие элементы полноценной учебной деятельности как основы развития личности.

Воспитывающая функция русского языка обусловлена неисчерпаемостью его внутренних ресурсов, создающих возможности для становления и формирования духовного человека, осознающего себя носителем языка, личностью, которая через язык усваивает систему общечеловеческих и национальных ценностей, способствующих формированию духовно-нравственной, коммуникативной, художественной культуры школьника.

 

1. Цели и задачи учебного предмета Русский язык

 

Целью обучения русскому языку на I ступени общего среднего образования является формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых и достаточных для свободного владения языком в различных ситуациях общения.

Задачи обучения русскому языку:

– формирование языковой компетенции, означающей формирование представлений о системе языка; овладение языковым материалом – усвоение единиц языка, языковых норм (произносительных, орфографических, грамматических, пунктуационных) и умение пользоваться ими в речи;

– формирование речевой компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности (рецептивными – слушание, чтение и продуктивными – говорение, письмо), включающей усвоение речеведческих понятий и развитие на их основе связных устных и письменных высказываний разного типа (повествование, описание, рассуждение);

– формирование коммуникативой компетенции, предполагающейформирование умений и навыков по отбору и использованию языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях общения и правилами речевого и неречевого поведения;

– формирование лингвокультурологической компетенции как осмысление учащимися роли и значения русского языка в качестве духовно-культурного наследия, в котором закреплены основные нравственные ценности народа, и одновременно воспитание уважения к культуре и языкам других национальностей;

развитиеинтеллектуальных и творческихспособностей, нравственных и эстетических качеств личности учащихся;

формирование умений и навыков полноценной учебной деятельности.

 

 

2. Методологические предпосылки построения

учебного предмета Русский язык

 

Методологическую основу, определяющую теоретическую и методическую базы обучения русскому языку, составляют культурологический, лингвокультурологический, личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный) подходы.

Культурологический подход в обучении русскому языку означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения и развития ученика; рассмотрение ученика как субъекта культурного саморазвития, учителя в роли посредника между культурой и учащимся; перенос акцента с процесса на результат обучения, когда качество обучения определяется способностью учащегося эффективно общаться на русском языке в устной и письменной форме в различных ситуациях общения.

Лингвокультурологический подход, рассматривающий овладение культурой как цель образования, язык как средство постижения культуры, требует представления языка и культуры на уроках русского языка в неразрывном единстве, чтобы ученик стремился думать над словом, за каждым новым усвоенным словом научился видеть его духовно-практический смысл. Это будет способствовать восприятию учащимися русского языка не просто как грамматики, а как величайшей ценности, важнейшей составляющей культуры народа.

Личностно-деятельностный(коммуникативно-деятельностный) подход означает, что в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями. Поэтому в процессе обучения русскому языку, с одной стороны, следует максимально точно учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и особенности их ведущей деятельности, в рамках которой идёт становление и развитие ученика как субъекта учебной деятельности, с другой стороны, определяет деятельностный характер обучения, когда обучение русскому языку выстраивается как обучение учебной деятельности по овладению речевой деятельностью (слушанием, говорением, чтением, письмом) на русском языке. С этой целью первостепенное внимание должно уделяться созданию и поддержанию у школьников положительной мотивации и потребности в общении, понимания значимости и необходимости усвоения теоретических сведений для решения задач эффективного общения. Данный подход реализует основные требования к современному учебному процессу: организация обучения не как процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а как широкое взаимодействие между обучающим и обучающимися, сотрудничество и диалог учителя и ученика; развитие отношений равнопартнёрского сотрудничества, когда ученик в процессе обучения выступает не объектом воздействия слова учителя, а субъектом общения с ним на уровне личностного общения. Личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный) подход в обучении русскому языку содействует развитию в ребёнке языковых и творческих способностей, воспитанию социально значимых качеств личности, пробуждает интерес к созидательной творческой деятельности, носит здоровьесберегающий характер, так как отвечает природным, социальным и культурным сущностям человека.

 

3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык

 

Цели и задачи обучения обусловили культурологические, лингвистические и дидактические принципы отбора и построения языкового материала в содержании русского языка на І ступени общего среднего образования. Эти принципы вытекают из внутренней сущности языка как знаковой системы языковых единиц и правил их использования в речи, как специфического вида интеллектуальной деятельности человека по использованию языка.

 

3.1 Культурологические принципы обучения

К важнейшим культурологическим принципам, требующим учёта в процессе обучения, относятся принципы природосообразности, культуросообразности, индивидуально-творческого подхода, жизнетворчества.

Принцип природосообразности предписывает относиться к ребёнку как к части природы, учитывать закономерности природного развития учащихся и природу учебного предмета, логику его содержания.

Принцип культуросообразности означает направленность процесса обучения на комплексное решение задач формирования у младших школьников средствами русского языка познавательных ценностей и воспитание духовных, нравственных, эстетических, гражданских качеств личности.

Индивидуально-творческий подход как принцип обучения русскому языку означает учёт и удовлетворение в процессе обучения коммуникативных интересов и потребностей отдельного ученика в различных видах речевой деятельности, создание условий для развития и реализации его творческой, созидательной деятельности, потребности в самореализации. Данный принцип находит свое воплощение в сочетании уроков русского языка и факультативных занятий по русскому языку для учащихся начальных классов.

Принцип жизнетворчествав обучениирусскому языку означает формирование языковых, речевых и коммуникативных умений и навыков в условиях, максимально приближенных к реальному общению.

 

3.2 Лингвистические принципы обучения

Принцип системности, в соответствии с которым языковой материал в курсе русского языка отбирается и изучается в последовательности, отражающей суть многоуровневого характера русского языка.

Принцип функциональности в обучении требует рассмотрения изучаемых на Iступени общего среднего образования единиц русского языка с точки зрения их значения, формы и роли (функции) в устном и письменном общении для выполнения определённых коммуникативных задач. С этой целью при изучении конкретного языкового материала внимание учащихся сосредоточивается на осознании роли данной языковой единицы для передачи определённого смысла.

Принцип взаимосвязанного обучения языку и речи, который соотносится с методическим принципом коммуникативности. Онозначает такую направленность обучения русскому языку, при которой усвоение теоретических сведений служит средством, обеспечивающим речевое общение (в устной и письменной формах) в ситуациях, приближенных к реальной коммуникации. Принципвзаимосвязанного обучения языку и речи соотносится с коммуникативно-речевым принципом.

Коммуникативно-речевой принцип означает ориентацию на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению, письму) с тем, чтобы сформировать у учащихся способность (умения, навыки) решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.

Принцип минимизации языкового и речевого материала в обучении русскому языку базируется на учёте возрастных и психологических особенностей в характере познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста: нельзя обучать и обучить всей системе русского языка сразу. Минимизация языкового и речевого материала для изучения осуществляется в объёме, который обеспечивает достижение заявленных целей и задач обучения русскому языку учащихся на Iступени общего среднего образования.

Принцип текстоцентризма находит своё воплощение в отборе речевого (дидактического) материала, в соответствии с которым текстовой материал рассматривается как источник знаний о языке, о культуре, традициях и быте русского народа. Он должен быть высокохудожественным и способствовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников, прививать интерес к изучению русского языка и литературы.

В ситуации близкородственного двуязычия одним из важнейших принципов отбора содержания образования по русскому языку для І ступени общего среднего образования является дифференциально-систематический принцип (термин введён профессором А. Е. Супруном), базирующийся на сопоставительном учёте явлений белорусского и русского языков на всех уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом и т.д.). Это означает включение в содержание образования языкового материала по русскому языку примерно в том же объёме, как и для школ с русским языком обучения, но особое внимание должно уделяться фактам русского языка, составляющим его специфику, отличающим его от белорусского языка. Дифференциально-систематический характер курса предполагает осуществление опоры на родной язык, на те факты белорусского языка, которые совпадают с соответствующими русскими и непосредственно могут быть перенесены в русский язык. Они естественно входят в речевое сознание школьников и осмысливаются ими как элементы русской языковой системы.

 

3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку

К дидактическим принципам, на которых строится обучение русскому языку на Iступени общего среднего образования, относятся:

принцип научности, согласно которому изучаемый материал по русскому языку должен соответствовать теоретическим понятиям научной дисциплины ”Русский язык“ и отражать его многоуровневый характер;

принцип преемственности и перспективности, который при обучении русскому языку учащихся выражается в соблюдении преемственности между дошкольной ступенью образования и Iступенью общего среднего образования и перспективности между Iи IIступенями общего среднего образования в содержательном, деятельностном, и эмоциональном аспектах;

принцип наглядности, учитывающий такую закономерность процесса познания, как его движение от чувственного восприятия к логическому мышлению, и требующий при обучении языку максимально опираться на органы чувств ребёнка (зрение, слух, моторика), использовать графические (таблицы, схемы, алгоритмы), аудиовизуальные, мультимедийные, электронные средства обучения, которые повышают его эффективность.

Отбор и организация учебного материала в содержании русского языка для на Iступени общего среднего образования в соответствии с вышеизложенными принципами создаст предпосылки для успешного овладения школьниками русским языком, развития их речи и мышления, поможет пробудить у них устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы.

 

 

4. Содержание обучения русскому языку

 

Содержание обучения на Iступени общего среднего образования представлено программным материалом, реализуемым на уроках русского языка и факультативными (по выбору) занятиями по русскому языку, объединенными общностью целей и задач и направленными на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения. Оно включает в себя следующие содержательные линии:

– русский язык как духовная ценность и явление культуры;

– русский язык как многоуровневая система (на уровне представления);

– единицы языка: звук, буква, морфема (корень, окончание, приставка, суффикс), словосочетание, предложение, части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие) и правила их функционирования в речи;

– языковые нормы (произносительные, орфографические, грамматические, пунктуационные);

– основные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);

– умения и навыки по основным видам речевой деятельности;

– правила и нормы, связанные с культурой речевого общения и поведения;

– текст как дидактическая единица содержания обучения и как вид самостоятельной речевой деятельности учащихся на репродуктивном (обучающие изложения) и продуктивном (обучающие сочинения) уровнях;

– общеучебные умения и навыки, формируемые в процессе обучения русскому языку;

– эстетическое и нравственное воспитание детей средствами русского языка.

Конкретно содержание обучения представлено такими разделами, как ”Звуки и буквы, Речь. Текст, Предложение, Слово, Состав слова, Части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог).

Разделы ”Звуки и буквы, ”Речь. Текст, ”Предложение, ”Слово,”Состав слова, ”Части речи включают широкий круг явлений на осознание учащимися фонетической и графической систем русского языка, воспитание орфоэпической культуры речи; формирование представлений и понятий в области морфологии и синтаксиса, состава слова, основного закона русского письма. Обучение языку как процессу общения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, в ходе которой школьники осознают речь как коммуникативную деятельность, овладевают рядом конкретных представлений и понятий в области связной речи (текст, тема, заголовок, главная мысль, трёхчастное строение текста, типы текстов и др.); овладевают умениями строить связные высказывания (устные и письменные) в соответствии с коммуникативными целями и задачами общения и литературными нормами русского языка.

В школах с белорусским языком обучения кроме перечисленных разделов в содержание обучения дополнительно включены такие разделы, как ”Устный курс (Iкл.), ”Вводный курс (II кл.).

Устный курс представляет собой предварительный этап в системе обучения русскому языку учащихся школ с белорусским языком обучения. Этот курс выполняет в основном адаптационную роль, направлен на формирование элементарной русской речи и строится на основе ситуативно-тематического принципа.

Вводный курс является интегрированным курсом, совмещающим в себе задачи обучения чтению и письму. Он целиком строится на специально отобранном фонетическом материале, составляющем специфику русского языка, и направлен на формирование навыков русского литературного произношения.

В целом в курсе русского языка предлагается взаимосвязанное и осознанное изучение всех единиц языка (текста, предложения, словосочетания, слова, звука) с учётом их практической значимости для формирования коммуникативных умений и навыков.

Структурирование материала по классам осуществляется на основе концентрического принципа (исключение составляет раздел ”Звуки и буквы, который строится по линейному принципу). Концентрический принцип структурирования содержания образования обусловлен особенностями учебно-познавательной деятельности учеников младшего школьного возраста. Языковой материал при таком принципе конструирования предъявляется крупными блоками (разделами). Изучение одного и того же раздела ведётся на протяжении всего срока обучения на Iступени общего среднего образования, т.е. программа каждого раздела в последующем классе строится на основе изученного в предшествующем классе. Новый расширенный круг сведений по одному и тому же разделу русского языка в последующем классе базируется на связях и зависимостях между компонентами уже изученного материала и предлагаемого нового, что обеспечивает системное повторение, закрепление изученного и создаёт необходимые условия для организации работы по развитию речи учащихся.

 

 

5. Учебно-методическое обеспечение

 

Содержание образования по русскому языку, включая факультативные занятия, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях для учеников и учителей в так называемых учебно-методических комплексах (УМК).

Учебно-методический комплекс можно определить как систему средств обучения, реализующую целостную модель образования на каждой ступени системы непрерывного образования. УМК являются производными от предметных концепций и образовательных стандартов и вместе с ними выступают атрибутом соответствующей парадигмы образования.

Традиционно УМК по русскому языку для Iступени общего среднего образования включает в качестве основных элементов учебник, учебные пособия для учащихся (тетради на печатной основе, словари, книги для чтения, мультимедийные и аудиовизуальные средства обучения и т.д.), учебно-методические пособия для учителей, а также средства обучения, которые могут использоваться как учащимися, так и учителями (дидактические материалы, сборники изложений, сочинений, диктантов для обучающих, контрольных, творческих работ, тесты и др.).

Системообразующим компонентом в структуре УМК выступает учебник русского языка, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное учебной программой содержание образования. Составные компоненты учебно-методических комплексов – учебники, тетради на печатной основе, методические пособия, сборники (изложений, сочинений, диктантов) для обучающих, контрольных, творческих работ, дидактические материалы, таблицы, тестовые задания, аудиовизуальные средства, мультимедийные средства призваны в комплексе реализовывать целостную модель обучения русскому языку на Iступени общего среднего образования и в то же время создавать возможности для вариативного их использования на каждом конкретном этапе обучения.