Разделы сайта

Главная

Концепция учебного предмета "Трудовое обучение"

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

Министерства образования

Республики Беларусь

от 29.05.2009 № 675

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

учебного предметаТрудовое обучение

 

I ступень общего среднего образования

 

 

Введение

 

В конце ХХ века благодаря интенсивному развитию современных технологий получения материалов с заданными свойствами, созданию особо точного оборудования, автоматических линий, роботов, компьютерной техники, локальных и глобальных компьютерных сетей и информационных технологий начался переход от индустриального к информационно-технологическому обществу. Технология в XXI веке превратилась в объективную реальность, которая занимает достойное место в ряду естественно-научных и гуманитарных наук.

Современный человек живёт в мире созданных им технологий, которые следует рассматривать как один из плодов деятельности (артефакт культуры).Технологии преобразования материи, энергии, информации, биологических объектов кардинально различаются, но все они представляют собой совокупность средств, методов и описаний деятельности.

Оперативно реагируя на социокультурные и социально-экономические изменения в мире, технологии должны быть органично включены в систему образования. В современной общеобразовательной школе начинается формирование технологической грамотности школьников как основы их технологической культуры. Культура личности опосредована опытом личности, под которым понимается совокупность знаний, умений, навыков, привычек, а также совокупность совершённых и исправленных ошибок.

Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний и понимается как динамичный процесс, во время которого учащийся использует доступные источники познания для формирования собственного мировоззрения, опыта познавательной, трудовой деятельности. Для удовлетворения индивидуальных запросов, возможностей, способностей учащихся, которые находятся в центре образовательной системы, она должна быть гибкой и адаптивной.

Трудовое обучение – учебный предмет в школе, главной задачей которого является развитие технологического мышления учащихся, формирование у них общетрудовых, политехнических, технологических знаний, умений, сенсомоторных, манипуляционных навыков, необходимых для трудового, экономического воспитания, профессионального и жизненного самоопределения.

 

 

1. Исходные методологические посылки построения содержания учебного предмета

 

Технологическая грамотность личности (человека) как компонент сознания предполагает осознание своего места в информационно-технологическом обществе и основывается на общих принципах природосообразности (”человек“ и ”материальный мир“), культуросообразности (”человек“ и ”социум“).

Исходя из принципа культуросообразности в содержании трудового обучения должны быть предусмотрены возможности для формирования общечеловеческих и национальных культурных ценностей, среди которых труд как самоценность, как основа жизнедеятельности.

Согласно средовому подходу обучение происходит в образовательной среде, включающей совокупность окружающих артефактов и межличностных отношений. Люди сами создают свою образовательную среду, которая, в свою очередь, влияет на каждого участника образовательного процесса. Под образовательной средой трудового обучения понимается система влияний и условий формирования технологической грамотности (культуры) личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда одновременно воздействует на все органы чувств. Она должна содействовать проявлению активности и творчества школьников, использованию как традиционных, так и инновационных способов освоения действительности. Знание в средовом подходе представляет собой некоторый ресурс, который потребляется его пользователем с целью решения практических и когнитивных задач.

Исходя из положений средового подхода одним из принципов формирования технологической культуры школьников в процессе трудового обучения является создание творческой развивающей высокотехнологичной образовательной среды, адекватной психофизиологическому развитию и культурному становлению личности.

К методологическим основаниям построения содержания курса следует отнести теорию деятельности, согласно которой невозможно подготовить учащихся к определённой деятельности без включения их в аналогичную или адекватную деятельность. Следовательно, подготовить к труду возможно только в процессе трудовой деятельности. Структуру деятельности можно представить в виде алгоритма деятельности: цель – мотив – способ – результат. Педагогически целесообразна только мотивированная деятельность. Многообразие мотивов предполагает их последовательное развитие в процессе учебно-трудовой деятельности учащихся. Всё поведение человека регулируется неким объединяющим мотивом – тенденцией к актуализации, т.е. к максимальному выявлению лучших врождённых качеств своей личности. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала. Содержание деятельности последовательно усложняется. Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных и практических действий, действия учащихся начинаются с полной ориентировочной основы и завершаются самостоятельным проектированием и осуществлением всей совокупности необходимых действий.

В соответствии с теорией личностно ориентированного образования в центре образовательного процесса находится ученик с его потребностями, интересами, способностями, психофизиологическими возможностями. Исходя из того, что учащиеся не только готовятся к будущей жизни и деятельности, но и в школьные годы их жизнь должна быть разнообразной и полноценной, при построении содержания обучения учитывается возрастная периодизация психофизиологического развития детей, психические новообразования, а также последовательная смена ведущих видов деятельности – игры, учебной, учебно-трудовой и трудовой деятельности.

Реализация концептуальных положений развивающего обучения, когда главной целью обучения является развитие индивидуальности обучающихся, главной функцией которой выступает формирование творческого потенциала учащихся, предполагает обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущую роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работу над развитием всех учащихся – и самых слабых, и самых сильных. На развитие ребёнка влияет самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.

В культурологической модели образования выделяют четыре компонента культурного опыта: знания о различных областях действительности, опыт выполнения известных способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека. Все эти компоненты должны найти своё отражение в содержании учебного курса.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, которые связаны с педагогическими ситуациями, создаваемыми в процессе обучения. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Учебная, учебно-трудовая, трудовая деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: в качестве умелости, способа личностной самореализации, некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др. Знания, навыки и умения становятся не целью, а средством развития личности ученика, формирования его компетентности.

 

 

2. Общая характеристика учебного предмета ”Трудовое обучение“

 

В основу парадигмы современного образования положены целенаправленное развитие, социализация каждого ребенка, мобилизация его физических и интеллектуальных возможностей на всех ступенях обучения. Смена стратегии в сфере образования выдвигает проблему технологической подготовки учащихся начальной школы.

Предмет ”Трудовое обучение“ на I ступени общего среднего образования – это первоначальный этап трудовой технологической подготовки учащихся, призванный стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах. В осуществлении этой задачи особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности. Привлечение теоретических связей к решению трудовых технологических заданий учащимися позволяет осуществить слияние мысли и физического труда, осмыслить выполнение технологических операций.

”Трудовое обучение“ в начальной школе предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности.

Отбор содержания предмета осуществлён на основе принципов социально-трудовой необходимости и личностной достаточности, культуросообразности, пропедевтичности, технологической вариативности, а также эволюционного преобразования ”Трудового обучения“ с сохранением его лучших традиций.

Основываясь на сложившихся традициях, в содержании уроков трудового обучения сохранены традиционные разделы ”Технология обработки материалов (бумаги, картона, текстильных и природных материалов)“, ”Технология растениеводства“.

Социально-трудовая необходимость связана с социализацией учащихся, выполнением ими различных социальных ролей. В связи с этим введён раздел ”Технология хозяйствования“.

Реализация принципа культуросообразной деятельности осуществляется через все разделы, но основной упор делается на ”Технологию народных ремёсел“.

Опора на потребностно-мотивационную сферу, опыт личности, учёт ее психофизиологических и социальных возможностей способствует достижению личностной достаточности содержания обучения. Оно структурировано в виде набора относительно самостоятельных, имеющих логическую завершённость, структурных единиц – разделов, содержание и количество которых определяется целями изучения учебного предмета.

Принцип технологической вариативности наиболее чётко проявляется при изучении модуля ”Технология народных ремёсел“ с учётом региональных, местных особенностей и профессиональной компетентности учителя.

При изучении ”Трудового обучения“ приоритет отдаётся практической деятельности учащихся. Исходя из возможностей образовательной среды, могут быть созданы условия для овладения учащимися дополнительными (не предусмотренными учебной программой) видами созидательной или преобразовательной деятельности на уроках при условии достижения ими требований к уровню подготовки, указанных в образовательном стандарте по трудовому обучению.

Содержание предмета реализуется не только через уроки трудового обучения, но и через факультативные занятия, которые предназначены для расширения образовательной среды с целью удовлетворения потребностей детей в трудовой деятельности; педагогической поддержки самостоятельной созидательной деятельности; развития индивидуальности; повышения уровня удовлетворённости учебно-воспитательным процессом каждым учеником. В соответствии с концепцией педагогической поддержки необходимо поощрение поиска, решения, выбора, ответственного самостоятельного действия ребёнка для его саморазвития и становления. Содержание факультативных занятий должно соответствовать когнитивным, психофизиологическим возможностям детей, особенностям существующей образовательной среды конкретного учреждения образования и иметь определённую направленность на одну или несколько основных функций образовательной среды: обучение, воспитание, развитие, социализацию, коррекцию.

Содержание факультативных занятий в соответствии с принципом пропедевтичности должно создавать основу для освоения основных разделов трудового обучения на второй ступени общего среднего образования, связанных с обработкой конструкционных материалов, моделированием и конструированием. Возможна организация таких факультативов, как выжигание, выпиливание лобзиком, тиснение (чеканка) на фольге, изготовление изделий из проволоки. Факультативные занятия могут предполагать работу с конкретным материалом (конструирование из природных материалов, из нетрадиционных материалов, из бумаги и картона, оригами и т.д.); создание изделий одного ассортиментного ряда (конструирование елочных украшений, карнавальной маски, маскарадного костюма, мягкой игрушки и т.д.).

С целью социализации могут вводиться факультативы ”Юные хозяева дома“, ”Юный кулинар“, ”Мамины помощники“, на которых девочки и мальчики смогут постичь элементарные основы ведения домашнего хозяйства. Возможна организация занятий по выращиванию комнатных и декоративных растений. Примерами факультативных занятий, направленных на овладение доступными для учащихся начальной школы ремёслами, являются вытинанка, соломоплетение, ткачество, фитодизайн, вязание крючком, вышивка.

Содержание трудового обучения в целом должно позволить ознакомить учащихся с пятью основными сферами социально-трудовой деятельности человека: ”человек – техника“, ”человек – человек“, ”человек – природа“, ”человек – знаковая система“, ”человек – художественный образ“.

Органичная взаимосвязь уроков и факультативных занятий по трудовому обучению обеспечивается благодаря единству целеполагания, общности практико-ориентированной образовательной среды, подходов и принципов отбора и структурирования содержания обучения, использованию продуктивных педагогических технологий.

 

 

3. Цели учебного предмета

 

Целью изучения учебного предмета ”Трудовое обучение“ на I ступени общего среднего образования является формирование технологической грамотности младших школьников как основы технологической культуры.

Основными задачами являются:

-    удовлетворение потребностей детей в трудовой деятельности, в реализации творческих замыслов в процессе учебно-трудовой, преобразовательной и созидательной деятельности;

-    формирование элементарных технико-технологических знаний как компонента мировоззрения – технической и технологической картины мира;

-    формирование опыта трудовой деятельности, включающего овладение способами деятельности по выполнению основных технологических операций ручного труда как необходимое условие успешной социализации;

-    воспитание культуры труда и поведения в процессе трудовой деятельности и общения, развитие технических, интеллектуальных способностей, сенсорных, двигательных и манипуляционных навыков;

-    формирование интереса к трудовой деятельности, первоначальное знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.

 

 

  1. Дидактические основания, принципы конструирования

 содержания образования

 

Наряду с общедидактическими принципами обучения: научности, посильности и доступности, систематичности и последовательности и др. – при конструировании содержания обучения по предмету ”Трудовое обучение“ необходим учёт дополнительных принципов.

Согласно политехнический принципу естественно-научные знания могут иметь политехническую направленность. Они совместно с конструкторскими и технико-технологическими знаниями составляют основу естественно-научной и технической, технологической картины мира.

Принцип преемственности предполагает опору на опыт учащихся, приобретённый на предшествующих этапах обучения. Разделы программы дошкольного образования: ручной труд, труд в природе, самообслуживание и декоративно-прикладное искусство получают дальнейшее развитие при изучении предмета ”Трудовое обучение“.

Принцип целостности предполагает включение учащихся в учебно-трудовую деятельность по реализации целостной технологии от идеи до новой идеи при её последовательном усложнении.

Принцип вариативности означает различные варианты процесса обучения, позволяющие достичь целей и задач трудового обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта. При этом учитываются потребности, возможности, способности детей, запросы родителей, возможности материально-технической базы, особенности социально-экономического и социокультурного окружения. Допускается возможность построения учащимися индивидуальной образовательной траектории.

Принцип необходимости и достаточности теоретических сведений для выполнения практических работ. В процессе обучения значительное внимание уделяется трудовой деятельности учащихся. При этом важно, чтобы учащиеся принимали активное участие на всех стадиях технологии.

Принцип интеграции и реализации межпредметных связей предполагает использование сведений из других учебных предметов в процессе познавательной и учебно-трудовой деятельности.

Принцип пропедевтичности означает возможность введения отдельных категорий, понятий и др. без всесторонности и глубины изучения с целью практического использования.

Принцип креативности предполагает приобщение учащихся к опыту творческой деятельности путём включения их в различные виды поисковой, конструкторской, рационализаторской, дизайнерской деятельности.

Согласно принципу опережающего обучения задача заключается не столько в передаче знаний, формировании умений, сколько в подготовке учащихся к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными сведениями и способами деятельности.

С позиции культурологического подхода важным принципом формирования технологической культуры школьников является принцип продуктивности, который раскрывает такое качество культуросообразности, как созидающий, деятельностный характер и способность обеспечивать активность человека. Направленность учебно-трудовой деятельности школьников в процессе трудового обучения на получение реального практического продукта, имеющего личностно- или социльнозначимую ценность, – реализация принципа продуктивности в образовательном процессе.

Исходя из принципа продуктивности, на уроках трудового обучения можно использовать технологию продуктивного обучения, отличительными особенностями которой являются:

-    самостоятельная учебно-трудовая деятельность;

-    опора на опыт трудовой деятельности;

-    выбор учебно-трудовых заданий с учётом индивидуальных потребностей, мотивов, интересов;

-    создание личностно и/или общественно полезного продукта;

-    комплексная, качественная оценка результата, процесса труда и ценностно-эмоционального отношения к нему.

 

 

5. Состав и структура учебно-методического комплекса

 

Основными компонентами учебно-методического комплекса являются:

-         учебная программа;

-         учебник (учебное пособие) для учащихся,

-         учебно-методическое пособие для учителя,

-         альбом по трудовому обучению (содержит необходимые материалы для использования на уроке).

-         В качестве дополнительных могут быть предложены учащимся и преподавателям:

-         альбом (например, объектов труда);

-         дидактический материал;

-         книга для чтения;

-         учебно-методическое пособие для организации факультативных занятий;

-         мультимедийный комплекс;

-         программы факультативных занятий;

-         справочник;

-         учебные задания.

Предлагаемые компоненты учебно-методического комплекса могут применяться в обучающем режиме для организации процесса усвоения информации и освоения приёмов, способов деятельности, в тренировочном режиме – для самостоятельного овладения учебным материалом школьниками, в контролирующем режиме – при организации поурочного и текущего контроля.

Итоговый контроль следует проводить посредством выполнения комплексных работ и/или в виде презентации учащимися собственных учебно-трудовых достижений в течение учебного года. Основным критерием успешности освоения содержания трудового обучения учащимися является достижение поставленной цели, а именно уровень сформированности технологической грамотности, который проявляется в процессе выполнения и самоанализа учебно-трудовых заданий.